Утверждаю. Директор МОБУ Благовещенская сош Чумакова В.Н. Приказ № 03-01-242 от 31.08. 2022г Учебный план МОБУ Благовещенская сош, реализующей АООП (вариант 1), для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),в условиях общеобразовательного класса на 2022-2023 учебный год Пояснительная записка Учебный план МОБУ Благовещенская сош на 2022-2023 учебный год (далее учебный план), реализующей АООП (вариант 1), для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-9 класса, разработан в соответствии с: - Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)". - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями на 17 июля 2015 г.). - Уставом МОБУ Благовещенская СОШ №53 от 17.01.18 - - АОП МОБУ Благовещенская сош № 03-02-32 от 31.08.2018 1. Общие положения 1.1. Учебный план для обучающихся 5-9 класса в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ, реализующего АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение в 5-9 классе по учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. 1.2. В соответствии с требованиями ФГОС, который устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в течение 9-13 лет, годовой и недельный учебные планы представлены в 1 варианте ― I-IV; V-IX классы (9 лет). 1.3. Выбор варианта срока обучения школа осуществила с учетом: - особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей; - наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материально-технические). 1.4. На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционноразвивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. 2. Обязательная часть 2.1. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые реализуются в МОБУ Благовещенская сош, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. 2.2. Продолжительность учебного года и урока в МОБУ Благовещенская сош определены действующими нормативными документами (федеральным , действующим СанПиНом 2.4.2.282-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189,зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., рег. № 19933),Уставом ОУ). 1.5. Школа обучается по пятидневной рабочей неделе при продолжительности урока – 45 минут, продолжительность учебного года в 5-9 классах – 34 учебных недели. 1.6. Недельная нагрузка (учебная деятельность) обучающихся ОУ соответствует нормам, определёнными СанПиНом 2.4.2.282-10 по 5-тидневной учебной неделе и составляет в 5-х классах- 29 часа, в 6-х классах- 30 часов, в 7-х классах -32 часа, в 8 и 9-х классах – 33 часа. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой в младших классах. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа). Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет образовательная организация. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Учебный план МОБУ Благовещенская сош реализующей АООП (вариант 1) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях общеобразовательного класса. 2022-2023 учебный год, 5 класс Классы Предметные Кол-во часов в Кол-во области неделю часов в год Учебные предметы Обязательная часть 4 136 1. Язык и речевая 1.1. Русский язык 1.2. Чтение (Литературное чтение) 4 136 практика 2. Математика 3. Естествознание 4. Человек 5. Искусство 5.Физическая культура 2.1. Математика 2.2. Информатика 3.1. Природоведение 3.2. Биология 3.3. География 4 1 - 136 34 - 4.1. Мир истории 4.2. Основы социальной жизни 4.3. История Отечества 5.1. Изобразительное искусство 5.2. Музыка 2 1 1 1 68 34 1 1 5.1. Физическая культура 3 102 6 27 2 204 952 68 1 1 29 34 34 1020 6 204 2 38 68 1326 6. Технологии 6.1. Профильный труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений ОДНКНР Социально – бытовое ориентирование (СБО) Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): Внеурочная деятельность Всего Учебный план МОБУ Благовещенская сош реализующей АООП (вариант 1) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях общеобразовательного класса. 2022-2023 учебный год, 7 класс Классы Предметные Кол-во часов в Кол-во области неделю часов в год Учебные предметы Обязательная часть 4 136 1. Язык и речевая 1.1. Русский язык 1.2. Чтение (Литературное чтение) 4 136 практика 2. Математика 2.1. Математика 2.2. Информатика 3.1. Природоведение 3.2. Биология 3.3. География 3 1 2 2 102 34 68 68 4.1. Мир истории 4.2. Основы социальной жизни 4.3. История Отечества 5.1. Изобразительное искусство 5.2. Музыка 2 2 - 68 68 - 5. Физическая 5.1. Физическая культура культура 3 102 6. Технологии 6.1. Профильный труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Изобразительное искусство Музыка Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): Внеурочная деятельность Всего 8 31 2 272 1054 68 1 1 33 34 34 1122 6 204 3 42 102 1428 3. Естествознание 4. Человек 5. Искусство