учебный план 8 вид

Муниципльное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Благовещенская средняя общеобразлвательная школа»
Утверждаю.
Директор МОБУ Благовещенская сош
Чумакова В.Н.
Приказ № 03-01-242
от 31.08. 2022г

Пояснительная записка
к учебному плану для 9 класса
для детей с ОВЗ
(легкая степень умственной отсталости)

В муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Благовещенская средняя
общеобразовательная школа» осуществляется обучение детей с ОВЗ (по специальной
коррекционной программе VIII вида) в 9 классе основной общеобразовательной школы.
Учебный план для обучающихся с нарушением интеллекта (ЛУО) разработан в соответствии:
- с «Законом об образовании» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;
- с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373
«Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»;
- с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования»;
- с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253
«Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендованных
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего на 2014-2015 учебный
год»;
- с СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитаниях в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10 июля 2015 г. N 26,
зарегистрировано в Минюсте РФ 14.08.2015 № 38528.
- с Приказом министерства образования и науки Красноярского края № 48-11-04 от 26.08.2015
года «Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной
образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения
по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»;
- с письмом министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17июня 2013
года «Методические рекомендации по формированию учебных планов для организации

образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском
крае»;
с учетом примерных программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида под редакцией В.В. Воронковой;
- с методическим пособием «Обучение и воспитание детей и подростков с тяжелыми и
множественными нарушениями развития» - Министерство образования и науки Российской
Федерации, Московский институт открытого образования (МИОО), Кафедра специальной
психологии и коррекционной педагогики, под редакцией И.М. Бгажноковой, М. – 2005г.;
- с методическим пособием «Дети с нарушением интеллекта: социально-трудовая адаптация.
А.Р. Маллер, под ред. Е.Ю. Головинской. – Самара – 2010год.
- Уставом МОБУ Благовещенская СОШ №53 от 17.01.18
- АОП МОБУ Благовещенская сош № 03-02-32 от 31.08.2018
Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся соответствует требованиям СанПиН
«Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных
общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и
умственном развитии» от 6.03.1986г. за № 4076-86; СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях» от 29.12.2010г. № 189: при 5-дневной учебной неделе для 5-9 классов и
обучающихся с легкой степенью умственной отсталости, интегрированных в
общеобразовательные классы.
Учебный план школы составлен с учетом категории детей, обучающихся в школе в 20222023 учебном году:
обучающиеся с легкой степенью умственной отсталости, интегрированные в
общеобразовательные классы
Учебный план для обучающихся с нарушением интеллекта (легкая степень умственной
отсталости)
Инвариантная часть включает в себя общеобразовательные предметы, содержание которых
адаптировано к возможностям умственно отсталых обучающихся.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается
комплексным подходом к коррекции нарушений психофизического развития обучающихся,
тесной взаимосвязи учителей, учителей-логопедов, учителя-дефектолога и педагогапсихолога, учителей музыки, ИЗО, физической культуры, ручного труда, технологии,
инструктора ЛФК.
Обучение общеобразовательным предметам имеет практическую направленность, принцип
коррекции является ведущим, учитывается роль воспитательной компоненты обучения,
необходимость формирования черт характера и всей личности в целом.
Обучение изобразительному искусству и музыке предполагает овладение школьниками
элементарными основами этих видов деятельности: навыками рисования, слушания музыки и
пения. В процессе занятий по этим предметам осуществляется всестороннее развитие,
обучение и воспитание детей – сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное, трудовое.
Коррекционная направленность уроков – обязательное условие учебного процесса.
Предмет «Физическая культура» направлен на коррекцию психофизического развития
учащихся, выполняет общеобразовательную функцию, включает элементы спортивной
подготовки. На уроках физической культуры укрепляется здоровье школьников, закаливается
организм, формируется правильная осанка, совершенствуются двигательные качества (сила,

быстрота, ловкость, выносливость и др.), воспитываются гигиенические навыки, физическая
работоспособность.
В шестых - девятых классах расширяется инвариантная часть учебного плана за счет
предметов биология, география, история, обществознание, физика, химия, иностранный язык,
информатика и ИКТ.
Предмет «Природоведение» является обобщением знаний об окружающем мире, полученных
в младших классах, а также подготовкой к дальнейшему усвоению знаний по естествознанию
(биологии) и географии.
Предмет «Естествознание» (включая курсы «Растения», «Животные», «Человек» – с 6 по 9
классы. Естественнонаучное образование обучающихся с умственной отсталостью строится
на основе психологических особенностей восприятия и анализа окружающего мира.
Естествоведческие знания помогают осмыслению единства свойств живой и неживой
природы, формируют у обучающихся практические навыки взаимодействия с объектами
природы, ее явлениями. Раздел «Человек» позволяет изучить не только строение, функции
органов человека, но прежде всего – вопросы профилактики различных заболеваний. Знания о
социальной сущности человека учитывают и дополняют представления обучающихся о себе
как о живом организме, формируют навыки здорового образа жизни, помогают
ориентироваться в сложных межполовых и межролевых отношениях, возникающих между
людьми, что особенно важно для самостоятельной жизни после окончания школы.
Предмет «География» включает физическую географию России и зарубежья, позволяет на
основе межпредметных связей сформировать доступные представления о физической,
социально-экономической географии, ее природных и климатических ресурсах, влияющих на
образ жизни, хозяйственную деятельность человека на земле. Особое место в курсе географии
отводится изучению родного края, природоохранной деятельности, что существенно
дополняет систему воспитательной работы по гражданскому, нравственно-эстетическому
воспитанию.
Предмет «История» формирует систему знаний о самых значительных событиях, становлении
и развитии основ Российской государственности с древнейших времен до новейшей истории.
Нарушение сложных форм познавательной деятельности при умственной отсталости (анализ,
классификация, мысленное планирование) не позволяет выстраивать курс истории на основе
развернутых хронологических сведений, поэтому он представлен наиболее яркими
ключевыми событиями эволюции России как государства, явлениями, обогатившими науку,
производство, культуру, общественный уклад.
Предмет «Обществознание» носит характер морально-этический, политико-правовой и
экономической пропедевтики. Курс дает и закрепляет основы знаний в этих областях, уделяя
преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания. Цель
данного курса – создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их
правовой, этической и экономической грамотности, создающей основу для безболезненной
интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и
умения пользоваться своими правами и экономическими знаниями.
Предмет «Социально-бытовая ориентировка» (далее – СБО) обеспечивает возможность
систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки
самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире.
Отдельным предметом в обучении умственно отсталых детей выступает «Информатика и
ИКТ». Введение предмета «Информатика и ИКТ» способствует принципу коррекционной
направленности образовательного процесса, который является ведущим. Особое внимание
уделено использованию информационных технологий в жизни, предмет дает

целенаправленную подготовку обучающихся к использованию информационных и
коммуникационных технологий в процессе различных видов деятельности.
С 8 классе вводится 1 час иностранного языка. Данный курс ориентирован на повышение
уровня социализации детей в обществе. В связи с тем, что в обществе возрастает роль
иностранных языков, знание которых необходимы во время путешествий, работе на
компьютере, при покупке зарубежной продукции и в других условиях, изучение иностранного
языка необходимо. Содержание данного предмета адаптировано для восприятия его детьми с
умственной отсталостью. Грамматика иностранного языка, произношение, правила чтения в
полном объеме не изучаются. Курс иностранного языка для детей с умственной отсталостью
заключается в узнавании наиболее распространенных слов или фраз, часто используемых в
русском социуме (гостиницах, вокзалах, аэропортах, в сети интернет). Данный предмет тесно
связан с уроками социально-бытовой ориентировки. Для проведения уроков данного предмета
используются практико-направленные методы обучения.
С целью повышения уровня социализации учащихся в учебный план для детей с умственной
отсталостью вводятся такие предметы как «Физика» и «Химия». Содержание данных
предметов адаптировано и направлено на изучение элементарных физических и химических
процессов на бытовом уровне.
Наибольший объем в учебном плане отводится трудовому обучению. Трудовое обучение
имеет общетехнический характер, проводится на базе кабинета ручного труда,
рассматривается как пропедевтический период для формирования некоторых новых
организационных умений и навыков поведения, целью которого является определение
индивидуальных профессиональных возможностей учащихся в овладении тем или иным
видом профессионального труда.
Трудовое обучение дает возможность учащимся овладеть элементарными приемами труда,
формирует у них общетрудовые умения и навыки, самостоятельность, положительную
мотивацию в трудовой деятельности.
С 6 по 9 класс увеличивается количество часов технологии за счет часов обязательных
занятий по выбору, с целью формирования трудовых качеств, обучение доступным приемам
труда, а также подготовки учащихся к профессиональному обучению.
В 5-9 классах вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность,
целью которого является подготовка учащихся к самостоятельному труду по получаемой
специальности в условиях обычных предприятий промышленности и сферы обслуживания.
Профессионально-трудовое обучение осуществляется с 5 по 9 класс на уроках технологии и
ведется по
швейному, столярному делу,
штукатурно-малярному делу и
сельскохозяйственному труду.
По окончании 9 класса для учащихся проводится итоговая аттестация по трудовому
обучению.
Часы предмета «Социально-бытовая ориентировка» реализуются через национальнорегиональный компонент учебного плана, направлены на закрепление знаний и умений,
способствующих социально-бытовой адаптации, повышению общего уровня развития
культуры поведения и отношения в семье.
Коррекционная работа отражает несколько особенностей:
Направления коррекционной работы определяется самим учреждением в соответствии с
социальным заказом родителей, законных представителей учащихся; рекомендациями и
специальными индивидуальными программами развития.

Коррекционные часы проводятся во второй половине дня. На обязательные индивидуальные
и групповые коррекционные занятия отводится 15 - 25 мин. учебного времени на одного
ученика
Учебный план 8 класса
для детей с ОВЗ
(легкая степень умственной отсталости)

Количество часов в
неделю

Учебные предметы
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Математика
Информатика, ИКТ
История
Обществознание (включая экономику и право)

9 класс
4
3
1
5
1
2
1
2
1
1
2

География
Физика
Химия
Биология
Искусство
Физическая культура
Итого
Технология
Социально-бытовая ориентировка

3
26
6
2

Предельно допустимая нагрузка
33

Занятия с дефектологом
Логопедические занятия
Занятия с психологом
Итого

Коррекционная работа
1
1
1
35

2
2
2
40

2
2
2
40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(39174)34-5-93

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».