Положение инклюзивное образование

Настоящее положение принято с учетом мнения Совета обучающихся
(протокол №5 от 20 июня 2022г), Совета родителей (протокол №3 от
20.06.2022г).
1.2. Настоящее Положение определяет модель организации инклюзивного
образования обучающихся ОВЗ в МОБУ Благовещенская сош, когда все
дети, независимо от их физического и (или) психологического развития,
включены в общую систему образования и имеют возможность получать
образование по месту жительства в образовательных учреждениях (либо в
максимально близко расположенных), которые создают условия для
оказания необходимой специальной поддержки детям с учетом их
возможностей и особых образовательных потребностей.
1.3.
В Положении используются следующие понятия:
 обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо,
имеющее особенности в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные
психолого-медико-педагогической
комиссией
и
препятствующие получению образования без создания специальных условий;
 инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей;

адаптированная образовательная программа (далее – АОП) образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и
при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию указанных лиц;

доступная образовательная среда (безбарьерная среда) - среда,
дооборудованная с учетом потребностей обучающихся с ОВЗ и позволяющая
вести образ жизни самостоятельно, в том числе беспрепятственно получать
качественное образование;

«тьютор» - педагогический работник, который обеспечивает
персональное сопровождение в образовательном пространстве ребенка с ОВЗ.
Оказывает помощь в преодолении проблем и трудностей процесса образования;
создает условия для индивидуализации процесса обучения (составление
индивидуальных
учебных
планов
и
планирование
индивидуальных
образовательных траекторий); обеспечивает уровень подготовки обучающихся,
соответствующий требованиям федерального государственного образовательного
стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его
деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в
обучении, корректировку индивидуальных учебных планов. Организует
взаимодействия обучающегося с учителями (воспитателями) и другими
1.1.

педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана.
Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по
выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся;

«ассистент» (помощник) – лицо, оказывающее обучающимся
(воспитанникам) необходимую техническую помощь (при проведении групповых
и индивидуальных коррекционных занятий), обеспечение доступа в здания,
организации, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия,
без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ
обучающимися с ОВЗ.
1.5.1.Инклюзивное образование в МОБУ Благовещенская сош осуществляется
через следующие модели:

полная инклюзия – обучающиеся (воспитанники) с ОВЗ
(самостоятельно или в сопровождении тьютора) посещают образовательные
учреждения наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития, и
обучаются по АОП, в соответствие с учебным планом, а также могут посещать
кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия,
праздники,
развлечения и др.;

частичная инклюзия – обучающиеся (воспитанники) с ОВЗ совмещают
обучение по индивидуальному учебному плану с посещением образовательного
учреждения и обучаются по АОП, по индивидуальным учебным планам по
согласованию с родителями (законными представителями), а также посещают
индивидуальные занятия в образовательном учреждении, участвуют в режимных
моментах, праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не
имеющими нарушений в развитии. Они могут посещать кружки, внеклассные
мероприятия, если это не противоречит рекомендациям психолого-медикопедагогической комиссии (консилиума образовательного учреждения.
1.5.2.Образовательное учреждение:

разрабатывает и утверждает АОП для обучающихся с ОВЗ;

реализует АОП, обеспечивающую совместное обучение лиц с ОВЗ и
лиц, не имеющих нарушений развития;

организовывают внеурочную (свободную) и досуговую деятельность
учащихся с ОВЗ с учётом психофизических особенностей развития, их интересов
и пожеланий родителей (законных представителей);

проводят
мероприятия
по
формированию
благоприятного
психологического климата для обучающихся с ОВЗ в образовательном
учреждении;

формируют заявку на прохождение курсов повышения квалификации
педагогов по вопросам инклюзивного образования;


обеспечивают необходимые условия по созданию безбарьерной
образовательной среды: оснащение образовательных учреждений специальным, в
том числе учебным, компьютерным и другим оборудованием;

осуществляют личностно ориентированный,
индивидуальный,
дифференцированный подход в комплексе с коррекционно-развивающей работой
для удовлетворения индивидуальных социально-образовательных потребностей,
создают условия для трудовой реабилитации и социализации детей с ОВЗ;

организуют работу воспитателей (тьюторов), обеспечивающих
сопровождение лиц с ОВЗ в образовательном процессе в рамках реализации
инклюзивного образования в соответствии с действующим законодательством;

взаимодействуют в рамках своей компетенции с учреждениями
здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и
сопровождения лиц с ОВЗ и их семей;

осуществляют контроль за освоением образовательных программ
обучающихся.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Организация обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях
осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
2.1. Обучающиеся переходят на инклюзивное образование при наличии
заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) о
подтверждении
(установлении)
статуса
«ребенок
с
ограниченными
возможностями здоровья» на любом уровне образования (дошкольного,
начального общего, основного общего и среднего общего образования) по
заявлению родителей (законных представителей).
2.2. Для организации инклюзивного образования в учреждении для
обучающихся с ОВЗ необходимо иметь заявление родителей (законных
представителей) в соответствии с прилагаемой формой, заключение ПМПК с
рекомендациями о формах обучения и организации образования.
2.3. Порядок приема граждан на обучении в формате инклюзии
осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
2.4. Для организации инклюзивного образовательного процесса в
образовательном учреждении необходимо наличие:

положения об инклюзивном образовании в образовательном
учреждении;



образовательной программы учреждения, отражающей основные
принципы и содержание инклюзивного образования, а также имеющей
соответствующий раздел по работе с детьми с ОВЗ;

заключения ПМПК;

адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ;

письменного согласия родителя (законного представителя) на
получение его ребенком образования по адаптированной программе;

плана воспитательной работы учреждения, включающего в себя
мероприятия, направленные на воспитание у учащихся, педагогов и родителей
гуманного отношения к детям с ОВЗ (по формированию инклюзивной культуры);
проведение мониторинговых исследований, опросов, анкетирования с целью
изучения общественного мнения по вопросам инклюзивного образования и др.
2.5. При изменении состояния здоровья обучающихся возможны внесения
изменений в АОП в соответствии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с
родителями (законными представителями).
2.6. АОП разрабатывается группой (комиссией) педагогических работников
и утверждается педагогическим советом образовательного учреждения. В АОП
регулярно вносятся изменения на основе данных о динамике ребенка.
2.7. Промежуточная и итоговая аттестация для обучающихся с ОВЗ
проводится в соответствии с действующим законодательством.
2.8. Контроль за своевременным проведением занятий, выполнением
учебных программ осуществляет образовательное учреждение.
2.9
Этапы реализации инклюзивного образования:
2.9.1. Предварительный этап:
 предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и
запроса родителей;
 определение учителя (воспитателя) и класса (группы), в который
поступает обучающий с ОВЗ определение специалистов, осуществляющих
психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ (в случае
отсутствия какого-либо специалиста привлечение дополнительных ресурсов
(сотрудничество с психолого-педагогическим центром, привлечение волонтеров и
т.д.);
 заключение договора с родителями и зачисление обучающегося с ОВЗ
в образовательное учреждение.
2.9.2. Диагностический:
 изучение результатов комплексного психолого-педагогического
обследования (организация диагностической работы учителя и специалистов
психолого- педагогического сопровождения в режиме взаимодействия,
обсуждение психолого- медико-педагогического заключения);

 описание специальных образовательных условий, необходимых
обучающемуся с ОВЗ, с учетом возможностей и дефицитов.
2.9.3. Разработка адаптированной образовательной программы:
проектирование необходимых структурных составляющих АОП: титульный лист,
пояснительная записка, содержание программы и основные требования к
результатам реализации АОП, система контрольно-измерительных материалов;
2.10. Посещение уроков и индивидуальных и/или подгрупповых
коррекционных занятий может быт организовано как в образовательной
организации, в котором обучается ребенок, так и через сетевое взаимодействие с
привлечением ресурсов иных организаций, что должно быть отражено в
адаптированной образовательной программе.
2.11. Штатное расписание утверждает руководитель образовательного
учреждения самостоятельно с учетом постановлений Правительства
Красноярского края от 29.05.2014 № 217-п и от 23.06.2014 № 244.
2.12. Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся с ОВЗ во время
образовательного процесса несет образовательная организация.
3.
ФИНАНСИРОВАНИЕ
РАЗВИТИЯ
ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Финансирование
осуществляется
в
пределах
ассигнований,
предусмотренных в федеральном, краевом и местном бюджетах, федеральных,
краевых и муниципальных целевых программах, а также из средств
общественных, благотворительных и международных организаций и за счет
других источников, не запрещенных действующим законодательством.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(39174)34-5-93

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».